В Алтайском крае создана инфраструктура поддержки биотехнологических процессов

Биотехнологии в медицине, сельском хозяйстве, пищевой промышленности, биоэнергетике, лесной и природоохранной сфере — в приоритете внимания краевых властей в соответствии с профильной программой до 2020 года. Документ с утвержденными целевыми показателями приняли в регионе три года назад. Чего добились ответственные за претворение плана действий в жизнь, обсуждали на совете администрации края 10 августа.

 Рисковые вложения

Теоретическая база для развития наукоемких производств в отраслях экономики Алтайского края создана, рапортуют в краевом управлении по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям. В каталоге инновационных проектов ученых — разработки в медицине, агропромышленном комплексе, экологии, пищевой промышленности. Часть из них находятся на стадии идей, опытных и промышленных образцов. В других случаях налажены серийные производства. Проекты требуют вложений от нескольких сотен тысяч до миллионов рублей. Главная задача — найти каналы их капитализации, полагают специалисты ведомства. С этой позицией солидарен Дмитрий Белоусов, исполнительный директор некоммерческого партнерства «Алтайский биофармацевтический кластер». Высокая добавленная стоимость на биотехнологическую продукцию провоцирует, по его мнению, затруднения с ее реализацией, а значит, и невысокий интерес бизнеса к инвестированию.

«Проблему с отсутствием необходимой инфраструктуры поддержки биотехнологических процессов удалось решить. В 2015 году предприятия края получили 50 млн рублей на лабораторное оборудование. Это деньги федерального бюджета. Не меньше вкладывается средств производителей. Продукцию мы пытаемся продвигать, сотрудничая со сбытовыми компаниями», — отмечает Белоусов.

Достижение целевых показателей, коммерциализация разработок, по оценке руководства кластера, тормозятся также из-за длительности исследований и отсутствия гарантий их успешности. Формально, в соответствии с утвержденным в законодательстве определением, 70% выпускаемой предприятиями биофармкластера продукции относится к биотехнологической. Доля производств с применением микроорганизмов пока незначительна, признает Белоусов.

В сухом остатке

С «выходом из пробирки» большинства разработок пока есть проблемы. Наука с начала реализации программы занималась темами, которые не были «заточены» на их капитализацию, отмечает губернатор края Александр Карлин. Он раскритиковал работу бизнеса, внедряющего наукоемкие технологии за счет господдержки. Два предприятия, заявивших об использовании сложной переработки отходов лесной отрасли, так и не перешли от слов к делу, утверждает губернатор. Жители края вынуждены, по его словам, покупать древесный уголь, прессованный из отходов лесной промышленности, у производителей из других регионов.

«Предприятия по деревопилению создали в Камне-на-Оби и Рубцовске, завалили и тот и другой город отходами. И что дальше? Затевали этот бизнес при поддержке бюджета, позиционировали его как безотходный… Может быть, нам к программе дорожную карту разработать и пошагово отслеживать результаты на ранних стадиях: когда мы стоим либо не туда идем», — внес ремарку глава региона.

С его наблюдениями не согласился Владимир Попрядухин, начальник Главприроды Алтайского края. Отходы лесной отрасли, 800 тыс. куб. м вторичных ресурсов ежегодно, преимущественно используются как биотопливо — сжигаются в котельных.

Проблема с селекцией новых пород животных сохраняется. Направление также получило финансирование в рамках программы. Но, по последним данным, не более 20% поголовья коров в личных подсобных хозяйствах осеменяются искусственно.

Об инжиниринговом центре, деятельность которого профинансирована из федерального бюджета на 70 млн рублей (вторая очередь ИЦ «Промбиотех». — «МК».), отчитался ректор классического вуза Сергей Землюков. Оборудование для производства биоконсервантов и антибиотиков закуплено, но стоит пока на территории Федерального исследовательского центра «Биотехнология» РАН в Москве. В Алтайском крае места для него, по словам Землюкова, не нашлось.

«На оборудование потрачены серьезные государственные средства. Необходимо довести работу до масштабирования и промышленного внедрения. Этап научных исследований, «пробирочный этап» — это интересно. Но важно понимать, что только внедрение в производство оправдывает затраты», — добавил Карлин.

Нашли инвестора

Эффективны с этой точки зрения технологии по производству пищевых добавок и БАД, отмечает Татьяна Зеленина, начальник управления Алтайского края по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям. Всего в крае было зарегистрировано 900 наименований БАД с момента образования первого предприятия по их производству в 1991 году. Успехи, по оценке ведомства, есть на предприятиях, занятых изготовлением натуральных уксусов из облепихи, жимолости, меда, гречихи. Разработаны технологии производства функциональных продук-тов — молочных, хлебобулочных, получения концентрата лецитина. Биотехнологические производства нуждаются в финансовой поддержке через лизинговые программы, считают в ведомстве.

Найти источник финансов для развития биотехнологического производства смогли в Сибирском НИИ сыроделия. К середине 2017 года биофабрика на площадке института начнет выпуск заквасок для производства молочных продуктов.

«Пока испытываем недостаток средств для запуска биофабрики, которая производит заквасочные композиции. Но мы нашли спонсора и надеемся, что вопрос сдвинется с мертвой точки. Выпуск этой продукции в необходимых Алтайскому краю объемах, а может быть и для значительной части РФ, будет налажен», — отметил Александр Майоров, директор Сибирского НИИ сыроделия. Пока на 95% заквасками российские предприятия обеспечивают зарубежные поставщики. Здесь импортозамещение может сохранить внутри страны миллиарды долларов, утверждает Майоров. Оборудование биофабрики, по его информации, финансирует компания «Киприно». Всего будет вложено до 200 млн рублей.